Федорович Околович (15.10.1888, г. Полоцк Витебской губ.- 26.03.1938, близ Комсомольска-на-Амуре), сщмч. (пам. 13 марта, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. Учился в Полоцком ДУ (1899-1904) и Витебской ДС (1904-1910), затем поступил в СПбДА. По окончании академии был назначен 30 сент. 1914 г. на должность законоучителя и инспектора Иркутского ДУ. 23 нояб. того же года был рукоположен во иерея и назначен священником к училищному храму. В марте 1915 г. стал членом училищного совета, в июне 1917 г.- членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году собранием духовенства и мирян Иркутской епархии был избран делегатом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После закрытия училища в 1918 г. стал служить священником в Крестовоздвиженской ц. в Иркутске. В февр. 1921 г. был арестован Иркутской губ. ЧК, т. к. в ходе обыска на чердаке Крестовоздвиженского храма были найдены патроны, порох и граната. М. отказался признать себя виновным в хранении оружия. 26 мая того же года решением революционного трибунала приговорен к условному заключению и в окт. 1921 г. амнистирован. Активно участвовал в противостоянии обновленческому расколу. В 1923 г. решением духовенства Иркутской епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея (Иркутский и Верхоленский архиеп. Анатолий (Каменский) находился в заключении с 1922) был направлен в Москву к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону для доклада о положении дел в епархии. В 1924 г. участвовал в диспутах с прибывшим в Иркутск известным атеистическим агитатором бывш. свящ. и обновленцем С. В. Калиновским. Был членом созданного вопреки запрету властей епархиального совета при Нижнеудинском еп. Кирилле (Соколове), временно управлявшем Иркутской епархией в 1924-1925 гг. Занимался сбором денежных средств и продуктов для заключенных и ссыльных священнослужителей. М. неоднократно вызывали в ОГПУ, где его уговаривали стать осведомителем, перейти к обновленцам, обещая высокое положение в обновленческой иерархии; также ему предлагали снять сан и заняться педагогической деятельностью. Все эти предложения М. категорически отверг. В нач. 1925 г. он был возведен в сан протоиерея, а 17 февр. того же года его арестовали по обвинению в антисоветской агитации. Был заключен в тюрьму в Иркутске. Проходил по одному делу с группой иркутских священнослужителей (всего 7 чел.), членов нелегальных епархиального совета и комитета помощи репрессированному духовенству. На допросе М. сказал: «Я не имею определенных политических убеждений. Советской власти я не вполне симпатизирую; как человек религиозный и священник, я отвергаю в принципе компартию, как антирелигиозную». 13 нояб. 1925 г. М. и др. обвиняемые были приговорены особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам заключения в лагерях. Отбывал срок заключения в Вишерском отд-нии Соловецкого ИТЛ. В лагере М. исполнял должность табельщика и счетовода. Поскольку по окончании срока заключения ему было запрещено жить в Иркутске, М. с июня 1928 г. проживал в г. Минусинске Сибирского края. По распоряжению властей ему было запрещено служить в местных храмах, и он пел на клиросе.
26 февр. 1933 г. М. был арестован в Минусинске. Проходил по коллективному делу большой группы местных священнослужителей и мирян во главе с Минусинским еп. Димитрием (Вологодским; впосл. архиепископ), которых обвиняли в создании «контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации». На допросе М. не признал себя виновным и заявил: «По вопросу существования какой-то организации, направленной к противодействию начинаниям советской власти, я ни от кого ничего не слыхал; не слыхал и разговоров о необходимости создания какого-либо объединения для подобной цели». 10 июня 1933 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам лагерей. Отбывал срок заключения в лагпункте Балынь 4-го отделения Дальневосточного ИТЛ, близ строящегося Комсомольска-на-Амуре. Заведовал в лагере аптекой, был счетоводом. В марте 1938 г. против М. и 2 его солагерников-мирян было возбуждено новое дело по обвинению в «участии в контрреволюционной группе, готовящей побег за границу», и в «антисоветской повстанческой пораженческой агитации». Также в обвинительном заключении значилось, что «заключенный Околович, как бывший священник, часто вставляет фразы из Библии, доказывает, что библейское предсказание полностью оправдывается». На допросе М. отказался признать себя виновным в контрреволюционной деятельности. Вместе с др. обвиняемыми был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 26 марта 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.
Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.